Использование деятельностного подхода
в экономическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время отмечается все возрастающий интерес детей к таким вопросам как: стоимость товара, потребности и их удовлетворение, почему цены на одни и те же товары различные, как появились деньги, что такое валюта, почему все получают разную зарплату и др. Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, обмен, бизнесмен, страховка, банк и другие, значение которых многие из них не знают или употребляют без всякой необходимости. Ученые считают, что причина такой любознательности кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего, в быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими вопросами, которые обсуждаются взрослыми. В связи с этим возникает потребность формирования экономических представлений на самых ранних этапах детства.
Из всего многообразия предлагаемых в настоящее время программ и пособий по формированию финансовой грамотности дошкольников коллектив ДОУ № 133 г. Липецка остановил свой выбор на программе Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской «Азы финансовой культуры для дошкольников».
Слайд 2.
Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» реализуется в нашем ДОУ с октября по апрель. Периодичность занятий - 1 раз в месяц в форме организованной образовательной деятельности, продолжительностью 25 мин. в старшей и 30 мин. в подготовительной к школе группе. Все остальные темы изучаются в блоке совместной деятельности.
Слайд 3.
В тематическом плане Программы предусмотрено распределение материала на семь образовательных блоков, которые вы видите на слайде:
1 блок: Без труда нет жизни на земле.
2 блок: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.
3 блок: Покупаем, продаем и обмениваем.
4 блок: Учимся занимать и отдавать долги.
5 блок: Тратим разумно, сберегаем и экономим.
6 блок: Богатство и бедность.
7 блок: Учимся планировать.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска таких методов, приемов, педагогических технологий, которые активизируют активность воспитанников, помогают научить самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и находить способы их решения.
На наш взгляд, наиболее эффективно позволяет решить эту задачу использование деятельностного подхода, который заложен в основу ФГОС ДО.
Деятельность – это всегда целеустремлённая система, нацеленная на результат.
Слайд 4.
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л.Г. Петерсон)
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Именно в действии порождается знание.
Слайд 5.
Структура организации взаимодействия взрослого и ребенка с позиций системно - деятельностного подхода:
- педагог создает проблемную ситуацию;
- ребенок принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- педагог управляет поисковой деятельностью;
- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
В методической литературе можно найти методы и формы, используемые при деятельностном подходе, которые вы видите на слайде.
Слайд 6.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
Слайд 7.
ДОУ № 133 г. Липецка в течение нескольких лет является соисполнителем проектов Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт системно-деятельностной педагогики», научным руководителем которого является доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, лауреат премии Президента РФ в области образования Петерсон Людмила Георгиевна: в 2020 году завершен Федеральный инновационный проект, в 2021 году мы вступили в Международный проект.
Выстраивая работу по экономическому воспитанию старших дошкольников, мы решили расширить область применения авторской педагогической технологии Л.Г. Петерсон – технологии «Ситуация» – которую использовали раньше только на ООД по формированию элементарных математических представлений, реализуя программу «Игралочка», и внедрить эту технологию в педагогический процесс по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Такое название технология получила потому, что в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Л.Г. Петерсон выделяет шесть этапов в структуре данной технологии. Предлагаю рассмотреть их на примере занятия «Как придумали деньги».
Слайд 8.
1 этап - введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель).
Для этого воспитатель включает их в беседу, связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них. Она рассказывает, что услышала разговор двух мальчиков, которые спорили о том, какие деньги главнее: один говорил, что важнее деньги железные, а другой считал, что главнее бумажные. Эмоциональное включение детей в беседу позволило педагогу плавно перейти к сюжету, с которым связаны все последующие этапы: они совершают виртуальную экскурсию в Музей денег.
2 этап - актуализация знаний и умений
На данном этапе воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мышление, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия». Используя презентацию, дети «переходят» из одного «зала» в другой, узнавая при этом историю появления денег от товарообмена до появления современных монет и купюр. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».
3 этап - затруднение в ситуации
Данный этап, по мнению Петерсон Л.Г., является ключевым, так как содержит основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности: в нашем занятии детям было предложено решить, какие же деньги важнее для человека: бумажные или металлические? В связи с тем, что высказываются самые разные предположения, однозначно они ответить не могут. Возникает затруднение.
Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка, у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая со «взрослой» целью).
4 этап - «открытие» нового знания (способа действий)
На этом этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решения вопросов проблемного характера.
На данном занятии педагог организует исследование бумажных и металлических денег в «лаборатории». Дети проводят четыре эксперимента, результаты которых фиксируют в таблице. Опытным путем дошкольники приходят к выводу, что по одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры, поэтому важны и те, и другие.
5 этап - включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка
Л.Г. Петерсон, как автор технологии, предусматривает, что в зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей данный этап может быть реализован как в рамках одной образовательной ситуации, так и распределен во времени.
Как следует из названия, на данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях. На нашем занятии была проведена дидактическая игра «Какие деньги лучше». Далее предполагается закрепление новых знаний в блоке совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
6 этап - осмысление
В завершении занятия с помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали?» – подводит детей к выводу, что свою цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели.
На следующем слайде вы можете видеть, в чём отличия традиционного и системно-деятельностного подходов организации образовательной работы с детьми.
Слайд 9.
Компоненты (структура ООД) |
Традиционное занятие |
Занятие – «Ситуация» |
Формулировка темы |
Воспитатель сообщает детям |
Создаёт условия для формулирования воспитанниками |
Постановка целей и задач |
Воспитатель формулирует и сообщает воспитанникам, чему должны научиться |
Формулируют сами воспитанники, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Воспитатель сообщает воспитанникам, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование воспитанниками способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность воспитанников |
Под руководством педагога воспитанники выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) |
Воспитанники осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля |
Воспитатель осуществляет контроль за выполнением воспитанниками практической работы |
Воспитанники осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) |
В соответствии с тематическим планом по экономическому воспитанию старших дошкольников, учитывая, что в каждом образовательном блоке планируется одно занятие, творческая группа педагогов ДОУ разработала семь конспектов ООД, используя технологию «Ситуация».
Также мы разработали рекомендации по организации ООД с детьми в рамках деятельностного подхода и рекомендации по стилю общения с детьми. Вы можете видеть их на слайдах.
Слайд 10.
Рекомендации по организации ООД с детьми
в рамках деятельностного подхода:
Слайд 11.
Рекомендации по стилю общения с детьми
Видео ООД
Как показывает практика, при организации работы по экономическому воспитанию старших дошкольников в современных условиях наиболее эффективно сочетание деятельностного подхода и ИКТ-технологий. Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данном в процессе.
Начав внедрять программу «Азы финансовой культуры для дошкольников» в работу, мы заметили, что ее авторы совсем не используют интерактивные методы работы с детьми, что, на наш взгляд, не дает реализовать потенциал данной программы в полной мере. Учитывая, что одним из трендов образования является цифровизация образовательного процесса, коллектив ДОУ расширил методологическую базу путем внедрения ИКТ-технологий. Нами были разработаны презентации по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста по темам программы («Продукты труда: товары и услуги», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Из истории возникновения денег», «Домашнее хозяйство: город и деревня» и др.), собрана видеотека мультфильмов и видеороликов, которые могут использовать как педагоги, так и родители.
Продолжая работу по цифровизации образовательного процесса, в наступившем учебном году мы пополнили развивающую среду детского сада интерактивным пособием АЛМА «Финансовый Гений». Это — масштабный экономический методический комплекс, разработанный специально для детей возраста от 3 до 10 лет. Уникальный продукт для ДОУ и начальной школы был создан во исполнение «Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы».
Слайд 12.
Данное пособие включает 10 интерактивных экономических игр и программ, 5 из которых – это обучающие мультфильмы, и комплектация к ним. Каждая игра имеет несколько уровней сложности.
Слайд 13.
Учитывая возможности использования «Финансового гения», творческая группа педагогов ДОУ скорректировала тематический план по формированию финансовой грамотности старших дошкольников, по которому мы работали. На слайде цветом в первом столбце выделены темы плана, при изучении которых используется интерактивное пособие, а в последнем – номер занятия, которое нужно использовать.
Работа с данным пособием происходит, в основном, в блоке совместной деятельности в микрогруппах до 5 человек. Теоретическую часть – обучающие мультфильмы – мы используем при организации ООД. Учитывая, что разработчики предлагают в каждой игре несколько уровней сложности, очень эффективно использование «Финансового гения» при организации индивидуальной работы с детьми.
Внедрение ИКТ-технологий при реализации программы по формированию финансовой грамотности значительно повысило интерес детей. Они с удовольствием используют интерактивное пособие при организации самостоятельной деятельности, упражняясь в решении вопросов экономического характера.
Видео БСД
В заключении хочется сказать, что процесс экономического воспитания в детском саду может реализовываться через различные формы его организации. Использование разнообразных методов и приемов дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности и проявлению его «Я».